Эффект стереоскопа
Опубликовано: 07.07.2012, 10:38
Я никогда не был за кулисами театральной сцены, поэтому в тот вечер мне не с чем было сравнивать. Через служебный вход нас группой ввели в Молодежный театр и провели по всем его уголкам и закоулкам.

В советской ухоженности здания едва чувствовался аромат искусства. Побеленные стены, доска объявлений у входа, служебный гардероб и женщина в синем на фоне пустых рядов железных вешалок, - вот оно первое впечатление и первый этаж Молодежного. Дальше узкая лестница, такой же коридор и ряд приоткрытых дверей гримерок. Мы заглянули в каждую, но ничего особенного я не заметил. Я искал актеров, над которыми – как стервятники над обреченным животным - трудятся гримеры, но вытянутые комнатушки пустовали. В коридорах встречались люди: совершенно обычные, разных возрастов и повседневных одежд. Актеров же не было. До начала постановки оставалось около получаса, мы шли дальше: репетиционной зал с деревянным полом, детская комната и большой старый телевизор, туалеты. Мы заглянули на склад, переполненный пыльными декорациями, и даже в хранилище сценических костюмов, где плотными рядами в два яруса висят безжизненные образы. Актеров не было и на сцене. Невольно закралась мысль о мистике Молодежного: у него нет живых актеров; стены и атрибутика театра и есть та труппа, которая воплощается в одушевленные персонажи лишь только тогда, когда зал наполняется зрителями.
Первый звонок прогнал мысль о таинствах театра, а в зале появились гости. Вначале они с любопытством всматривались в декорации передвижной сцены, а потом все как один усаживались на выстроенные рядами стулья с пластиковыми седалищами и замирали в ожидании третьего звонка. Лишь только некоторые зрители с недоверием рассматривали прожектора над сценой – старые железные прожектора, которые, казалось, уже ни на что не годны.
Погас свет. Через какое-то мгновение по центру за сценой тусклое бледное желтое сияние проявило силуэты – мистика театра воплотилась. Актеры появились на сцене из ниоткуда. Безжизненные декорации ветхого здания ожили – а сама площадка, которая до этого казалась плоской и холодной, превратилась в объемную невероятно глубокую картинку нежных теплых тонов. Меня охватил шквал эмоций. Ни с чем несравнимых эмоций - эффект стереоскопа из уже неблизкого детства.
Конечно же, когда на сцене стало больше света, в актерах я узнал тех самых обычных людей, которые встречались нам за кулисами во время экскурсии. Актеры стали еще более простыми за столом, который накрыли для нас в фойе театра после постановки. Мы пили чай и общались. Труппа жаловалась на жизнь, на отсутствие финансирования и на многое другое, о чем мои коллеги уже давно рассказали. Я же сидел и думал о мистике Молодежного: все из ничего можно сделать только в том случае, если у вас ничего нет. Ничего, кроме ветхого побеленного здания, ржавых прожекторов, костюмов из секонд-хэнда и верных зрителей.
© Георгий Евтушенко, 2012
Рубрика: Город, Ощущение
|