Содержание

избранное | репортажи | город | предметы | поиск



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/sensescr/sensescript.com/docs/plugins/wkey/wkey_funcs.php on line 25

Espen Eriksen Trio: Оживляя мечты 
Опубликовано: 04.10.2013, 15:09
«Каждая нота – это призыв к умиротворению и раскрытию в себе удивительного богатства красок художника-живописца. What Took You So Long - пластинка завораживающего спокойствием джаза, переполненного забытым искусством мелодичного минимализма. Он обнажен и не прикрыт перед слушателем. Нет вуали дыма, нет мутного отражения зеркал. Лишь только красота безудержного влечения великолепных музыкантов на вершине своей игры», - это не мои слова. Это всего лишь мой перевод того, как BBC (UK) описывает творчество трех норвежских джаз-музыкантов, которых мне посчастливилось услышать вживую на краснодарской сцене и лично пообщаться после выступления в одном из кафе города.


Эспэн Эриксен (пианино), Андреас Бай (барабаны), Ларс Тормод Янсен (бас)

Вступает контрабас. Ритмичная партия оживляет в тебе далекую мечту, ощущение детства. Легкое весеннее звучание пианино подхватывает тебя и словно крохотную птичку несет по безупречно чистому небу над густой кроной вековых деревьев. Листва ближе, полет ровнее и спокойнее. В какой-то момент ты птицей ныряешь между крон и уже через мгновение ощущение леса охватывает тебя полностью. Ты привыкаешь к смене света и новому окружению, опасения и настороженность постепенно сменяются наслаждением. Бархатистый воздух, насыщенные зеленые цвета густой листвы, таинственные рисунки темно-коричневой коры деревьев. Ты продолжаешь полет, облетаешь поросшие мхом стволы, а потом резко взору открывается яркий, прорвавшийся сквозь крону, луч солнца – звонкий удар по медным тарелкам, прерывистые высокие аккорды пианино, секундная остановка… Барабаны вступают в полную силу – и лес окончательно оживает, звучит по-новому, полной грудью, насыщенно.

Именно такую картинку рисовало мое воображение, в то время как музыканты норвежского трио Эспэна Эриксена завершали выступление в Краснодаре последней композицией In the woods (в переводе с анг. – «В лесу»).

К этому моменту зал был полностью покорен. Я бы даже сказал, прикован наслаждением. А все-то: три инструмента, мелодичность которых проникает настолько глубоко, что ты музыку уже не слышишь, а видишь.



In the woods норвежского трио звучало в стенах Краснодарской филармонии довольно долго. Было много импровизации, смены ритмов, музыканты позволили увидеть все прелести леса. Перед глазами мелькали разные животные. Видел зайца и лисицу. Вдалеке замерла, а потом пустилась в бегство длинноногая косуля. Была даже встреча с бурым медведем, заставившая участится пульс. Сменялись времена года: падали пожелтевшие листья, лежал белый снег, звучал паводок. В финале я той же весенней птичкой вновь оказался в ясном небе над густой кроной. Свобода полета. Свобода джаза.

Зал встал и долго хлопал. Espen Eriksen Trio сыграли с десяток композиций. С одной стороны, хотелось еще, с другой – не хотелось расставаться с только что увиденным и настолько ярким образом. Быть может, поэтому люди и уходить не спешили. Многие делись друг с другом впечатлением, неожиданным для себя впечатлением. Последние гости покинули фойе филармонии лишь только после того, как охрана погасила свет.

Я понимаю, что Espen Eriksen Trio это не та музыка, которая будет собирать стадионы. Не в том веке мы живем. Но я и не понимаю тех людей, которые упускают возможность прикоснуться к живой легенде. В тот вечер в филармонии я не видел знакомых лиц - никого из тех, кто нам взгляд мог бы оценить такую музыку. И если бы пару недель назад я не был на другом концерте, я бы не писал этих строк.

Хорошая музыка – это как читать книгу: белая или даже серая страница, на которую нанесена последовательность черных букв. Никто не носится угорелым по сцене, не взрываются клубы дыма, нет световых эффектов, нет сопровождающего видеоряда. Есть только тот самый минимализм, который способен пробудить воображение – заставить серые клетки двигаться.

У меня довольно странный музыкальный вкус. Любимых исполнителей могу перечесть по пальцам одной руки. В числе музыкантов – пианист Киф Джерретт (Keith Jerrett). Как понимаю, в определенных кругах Киф считается легендой. Espen Eriksen Trio я открыл для себя совсем недавно, но для меня они на одном уровне с Джерреттом. Нет-нет, не сравниваю музыку, технику, мелодичность. Киф для меня легенда, но очень далекая, неприкасаемая. Трио Эспэна – легенда живая: я только что не только слышал их со сцены, но и ел с ними за одним столом. Они для меня самый что ни на есть джаз – живой, неподдельный, настоящий. Хотя уверен, что через пару-тройку лет пробиться на их выступление будет совсем не так просто, как это было сейчас в Краснодаре.

Ниже – моя беседа с музыкантами во время ужина. Как и на сцене, ведущую роль в беседе играет пианист Эспэн, не редко солирует басист Ларс, барабанщика Андреаса будто бы нет, но это всего лишь иллюзия – он удивительно незаметным образом создает ритм, все внимательно слушает и в нужный момент дает о себе знать.

Как рождается ваша музыка?
Эспэн: - Я не сажусь за инструмент с целью написать песню. Это заведомо бесполезно. Знаю по себе, что так у меня ничего не получится. Я просто играю. Пытаюсь освободить голову. Импровизирую. Потом ловлю себя на мысли «Хм, это что-то интересное. Пожалуй, я поработаю над этим». На следующий день возвращаюсь к этому отрывку.

Многие ваши композиции оживляют окружающую среду. Например, In the woods (в лесу) или On the sea (в море). Разве не в природе черпаете вдохновение?
Эспэн: - Нет, вовсе нет. Я не настолько эмоционален к природе. Обычно композиция получает название после того, как я завершу ее. Именно так и было с тем же In the woods. Я просто подумал: «Хм… Это мелодия ассоциируется у меня с прогулкой по лесу». Однозначно, я называю песни, когда они уже готовы, а не иду от обратного. В голове всегда крутится много образов. Могут уйти дни или даже недели, чтобы сделать окончательный выбор. Когда все готово, я переношу на бумагу мелодию и гармонию – и показываю композицию ребятам. Я предлагаю пару вариантов того, как мы можем сыграть ее вмести, и… «Раз, два, три…» Мы просто начинаем импровизировать. А потом уже выбираем аранжировку, которая на наш взгляд лучше ложится на песню.

Ваши композиции отличаются мелодичностью. Много ли приходится работать, чтобы добиться такого результата?
Эспэн: - Да, много. Прежде всего, я долго сижу над тем, чтобы вывести четкий рисунок мелодии. Потом работаю над разными ритмами. И только после этого пытаюсь все соединить единой гармонией и мелодией.

На сцене импровизируете? Какова доля импровизации во время выступлений?
Эспэн: - Да, импровизируем. Наши композиции меняются от концерта к концерту. Есть скелет песни, остальное, по сути, - импровизация.
Ларс: - Например, сегодня вечером я сыграл совершенно новое вступление к We don’t need another hero. Просто почувствовал момент. Появилось желание сыграть что-то новое. На сцене мы очень внимательны друг к другу. Сохранять такую свободу – один из наших основных принципов.

А было ли такое, что меняли скелет композиции в зависимости от настроения публики?
Эспэн: - Да. Мы стараемся подстроиться под публику. Играть в концерном зале или в небольшом клубе – это два разных подхода.

А где из этих двух вариантов приходится выступать чаще?
Эспэн: - И там, и там. Недавно играли в Южной Корее на большом фестивале, например.

А какая сцена вам больше всего подходит?
Эспэн: - Пожалуй, концертные залы. Отличная акустика, люди не бродят туда сюда. На такой сцене ощущаешь себя серьезным и важным.
(Эспэн улыбается, а я вспоминаю, что практически всегда трио выступает в строгих костюмах).

О чем вы думаете во время выступлений?
Эспэн: - Лучше всего просто чувствовать момент. Я стараюсь отрешиться от мыслей и сконцентрироваться на музыке. Быть открытым к происходящему, а не идти на поводу у мыслей. Мысли блокируют музыку. Поэтому предпочитаю сконцентрироваться на мелодии и следовать ей. В каком-то смысле, плыть по течению. Начиная композицию, мы как бы ныряем в нее. Погружаемся в собственный мир. Огораживаем себя от всего ненужного.

Вы записали две пластинки? Какая основная цель записи?
Ларс: - Записи для нас это набросок или слепок песен. В студии много внимания уделяется деталям композиции, мы прорабатываем песню до мелочей. Позже на сцене это помогает как сохранять скелет песни, так и дополнить ее новыми красками.
Эспэн: - Да, если сейчас мы бы записали некоторые песни заново, они бы совершенно отличались от того, что уже запечатлено на дисках.

У меня в машине есть ваш диск.
Эспэн: - О, здорово!

Да. Но… Я не купил его. Где-то скачал и залил на диск. Как вы относитесь к такому? (Ребята резко изменились в лице. Им такая правда очень не понравилась)
Андрэас: - Если все будут бесплатно качать музыку, у музыкантов просто не будет средств на запись новых альбомов.
Ларс: - Кто-то должен за это платить. Люди воруют музыку – она распространяется и приводит публику на концерты, но… Это неправильно. Живыми выступлениями невозможно собрать денег на запись новых альбомов.
Эспэн: - На мой взгляд, лицензионный диск должен стоить дороже, чем даже платное скачивание. Живая пластинка с официальным проспектом – это некий статус. И, конечно же, продажа дисков – это возможность музыкантам арендовать студию.

Думали ли вы о записи во время выступлений?
Эспэн: - Может быть позже. Живая запись хороша, когда есть широкий выбор песен.
Андрэас: - Да, живая пластинка должна быть подборкой лучшего из лучших.
Эспэн: - Как вариант на будущее – да, но следующая третья пластика будет записана в студии.

Вы играли по всей Норвегии, дали турне в Германии, Англии, но… Малайзия, Южная Корея, а теперь и Россия. Интересный выбор. Чем он обоснован?
Эспэн: - В Малайзию нас пригласили на крупный фестиваль. Ежегодно они представляют группу из Норвегии, и вот в 2011 им посоветовали нас. Что же касается Южной Кореи… Очень давно через Facebook на меня вышел промоутер. Он настолько вдохновился нашей музыкой, что решил прославить нас на всю свою страну. Мы переписывались около года, прежде чем поехали туда. Нисколько не пожалели и с удовольствием поедем еще. Отличная публика! То же самое и в России. Зал отлично принял нас.

В чем разница между публикой в разных странах?
Ларс: - Слушатели Европы и Азии, в частности, Южной Корее отличаются. Там люди выражают энтузиазм. Концерты в Европе – это очень сосредоточенные слушатели. Они могут выразить свое удовольствие после выступления, аплодисментами. А в Азии чувствуешь эмоции зала уже во время выступления.

Я правильно понимаю, что вам нравится, когда публика выражает эмоции?
Espen Eriksen Trio в один голос: - О, да. Однозначно.
Эспэн: - Я бы сказал, русские в данном случае ближе к азиатам.

Не поверю. Зал сегодня просто неподвижно сидел и слушал.
Ларс: - Не соглашусь. Несколько человек выкрикивали из зала «Браво!». Пытались аплодировать после контрастных переходов в ритмах. Такая реакция нас заводит.
Эспэн: - Русские, однозначно, эмоциональнее норвежцев. Мы сегодня чувствовали тепло зала. Это очень приятно. В Норвегии чаще всего видишь холодные квадратные лица (смеется), даже когда знаешь, что людям очень нравится твоя музыка.

А немцы как себя ведут?
Эспэн: - Немцы? Хорошо. Тут еще вот какой момент. Возможно, норвежцы привыкли к нам. То есть мы им приелись. В то время как для других стран – Малайзия или Россия – мы свежая струя музыки. Надо учитывать и этот фактор.
Ларс: - Мы очень довольны сегодняшним концертом. Был хороший звук, теплый прием. А сам зал филармонии… Это нечто. Супер впечатления.
Эспэн: - Невероятно красивый зал. Я бы сказал, это самый красивый зал из тех, где нам доводилось играть. Контрабас звучал тоже великолепно.

Это ведь инструмент Эльхана?*
Эспэн: - Да, это его бас.
Андрэас: - Эльхан предоставил и отличную барабанную установку. Я всего лишь привез пару тарелок.
Ларс: - Это был наш третий концерт в России на этой неделе. Первый прошел в Москве, в «Мастерской». Клуб, который вмещает 50-60 человек, был просто переполнен.
Эспэн: - Маленькая такая площадка и очень старое и очень плохое пианино.
Ларс: - О, да (смеется).
Эспэн: - Пианино было просто ужасным. Обычное пианино. Но прекрасное расположение клуба, поэтому мы решили: «Ладно. Почему бы и не попробовать?» Мне пришлось адаптировать технику игры, чтобы хоть как-то пристроится к этому пианино. Но было весело.

* Эльхан Атакишиев - музыкант, руководитель концертного агентства Jazz Travel, которое и организовало выступление норвежского трио в Краснодаре

Эспэн, во время выступления я заметил, что ты часто пользуешься уловками. Например, кладешь лист бумаги на струны рояля, приглушаешь звук пальцами, постукиваешь крышкой для клавиш. Какие еще трюки используешь?
Эспэн: - Да, есть такое. Благодаря этим простым уловкам я добавляю новых красок в композиции. Есть и другие трюки, но, максимум, парочка.

Какова вероятность того, что вскоре появится композиция о России, Краснодаре или даже об этом кафе?
Эспэн: - Идея неплохая. Но, как упоминалось выше, если я напишу песню и она будет ассоциироваться у меня с Россией, я посвящу ее вашей стране. Открою секрет. Я в России не впервые. Я был в Санкт-Петербурге уже четыре раза. Просто как путешественник. Более того, практически лето прожил в Петрозаводске. Моя подруга учила русский язык в университете. У нее была практика в России. Вот я с ней за компанию и приехал. Наверное, даже написал пару песен в то лето. Сейчас сложно вспомнить.

Ого, неожиданный поворот. Кстати, расскажите о личной жизни? Влияет ли музыка на нее? Как понимаю, вы все женаты?
Ларс: - Да, и женаты и влияет. В этом году практически в один месяц у каждого из нас родился сын.

Вы хотите сказать, что настолько хорошо сыграны друг с другом, что даже семейная жизнь течет в унисон?
Espen Eriksen Trio: - (смеются)


© Георгий Евтушенко, 2013


Отдельное спасибо концертному агентству Jazz Travel и лично Эльхану Атакишиеву и Марине Кико за ужин и возможность пообщаться с музыкантами лично.

Представители СМИ, этот материал можно купить. Также можно заказать репортаж или интервью с ближайших выступлений звезд джаза.




Справка

Espen Eriksen Trio основано в 2007 году. На сегодняшний день записано два альбома: You Had Me At Goodye (2010), What Took You So Long (2012). Официальный сайт: www.espeneriksentrio.com

Выступление в Краснодаре организовано концертным агентством Jazz Travel.
Jazz Travel – это в первую очередь место, где играют джаз, где любители джаза общаются с себе подобными, куда приходят люди, которых объединяет не только образ жизни, но и общее восприятие музыки.



Выступление Espen Eriksen Trio положило начало джазовому сезону 2013 – 2014. Ближайший концерт в Краснодаре – выступление американского саксофониста кубинского происхождения Бобби Мартинеза.



Дополнительная информация и заказ билетов:
Тел: +7 (961) 58 68 559
Официальный сайт Jazz Travel: jazztravelclub.ru
Jazz Travel «В Контакте»
Jazz Travel на Facebook




Рубрика: Лица, События, Город, Jazz Travel


Warning: fopen(data/comments/1380884945) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/sensescr/sensescript.com/docs/index.php on line 283

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/sensescr/sensescript.com/docs/index.php on line 284

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/sensescr/sensescript.com/docs/index.php on line 285



миссия: различными информационными средствами заставлять думать об истинном содержании жизни


© «Содержание», 2008 - 2016
По вопросам сотрудничества обращайтесь по адресу info@sensescript.com
Доступен в WhatsApp по номеру +79034598222