Расýм. Глава 3
Опубликовано: 24.12.2008, 14:45
В третьей главе рассказа о Расуме описан вечер в идеальной тараканье семье и мысли о предназначении собственного имени.
Глава 3
Вначале восхищаются героями,
позже - восхищавшимися ими.
Расум знал распорядок дня родителей до мелочей. Таланта свыше или пророческого слова для этого не требовалось - тараканья жизнь сама устанавливает порядки под раковиной.
В молодости отец пытался разнообразить будни: без крохотного сюрприза жене не проходило и недели. Время обвешивала романтику привычками как хрупкую вешалку шубами и пальто, страсть увядала, как лед в стакане с водой, ценности менялись, как меняются с возрастом дети. Одно оставалось непоколебимым – любовь родителей. С годами она не угасала, а крепла, становилась нерушимой опорой семьи, не позволяла ей распасться по примеру тысяч тараканьих браков.
Тараканье общество уважало родителей Расума, и часто обращалось к ним за советом. Одной из причин этому служили отношения между супругами, которые они не просто сохранили в болоте быта, но и вознесли настолько высоко, что ни один таракан не мог не заметить тепла в их взгляде друг на друга.
Выходя из своего уголка, Расум знал, что мать возится по хозяйству, отец рядом с ней выгрызает из засохших корочек хлеба фигурки, время от времени родители переговариваются, иногда смеются. Расум любил и ценил родителей. Он понимал, что большинство сверстников растут в совершенно другой атмосфере. Погоду в своей семье Расум сравнивал с прохладным летним днем, понимая, что соседи за стеной живут в вечной февральской вьюге.
- Расум, проснулся? - прозвучал заботливый голос матери. - Как ты себя чувствуешь, сынок? Поел?
- Да, мам, поел. Спасибо за ужин.
- Рад тебя видеть, сын, - обратился отец.
- Простите за то, что ушел с завтрака. Мне просто…
- Все хорошо, Расум, - перебил его отец, - мы тебя понимаем. Со всеми бывает. Сейчас будешь есть?
- Да нет, я же только поел.
- Тогда поможешь мне убрать эти крошки?
- Конечно, - соскользнула улыбка на мордочке Расума.
Выражение «поможешь убрать» в понимании отца означает «не уберешь ли ты после меня, а я пока найду в коллекции место для новой фигурки и вернусь сразу после того, как ты закончишь».
Не пряча улыбку, Расум принялся откатывать крошки в угол жилища - очищать пол под раковиной от последствий увлечения отца. Не смогла равнодушно отнестись к словам отца и мать юноши: покачала головой, вздохнула и произнесла знакомую в семье фразу:
- Он неисправим.
Откатывая очередной кусок, Расум с любопытством спросил у увлеченной посудой матери:
- Мам, а почему вы назвали меня Расумом?
- Отец так захотел, - ответила она. - Он сказал, что если родится сын, назовем его Расумом. Я, конечно же, удивилась, попыталась возразить, но, ты же знаешь, он умеет уговаривать. Когда я не согласна с глупыми идеями – надо признать, время от времени они посещают его - он делает такой хитрый и жалобный взгляд, что я просто не могу устоять и соглашаюсь с любым безумием, которое он собирается совершить.
- Да-да, я это уже слышал, - ухмыльнулся Расум.
- Так было и с твоим именем, – продолжила мать. - Я просто покачала головой и согласилась.
- Согласилась с чем? – вернулся в жилище глава семейства.
- Да с чем я только не соглашалась, - вздохнула мать.
- Пап, я спросил маму, почему вы назвали меня Расумом. Она сказала, что ты так захотел. А почему?
- Я даже не знаю. Я сидел и думал над именем и вдруг мне в голову пришло это слово. Оно мне понравилось, и твердо решил назвать сына именно так. Продолжение истории, думаю, мать тебе уже рассказала.
Сказав это, он покосился на жену и прижался к ней. Мать лишь пожала передними лапками, и диалог отца с сыном продолжился.
- А что значит мое имя?
- У каждого имени есть значение.
- Да, но ни в одном человеческом словаре я своего имени не нашел, - заявил Расум. - И за свою короткую жизнь не встречал ни одного таракана-тезку.
- Ты прав, это имя необычное, но я не знаю его значения. Я же сказал, что оно просто пришло мне в голову. Когда-нибудь ты неприменно узнаешь его тайну - имена просто так не даются. В значении имени заложено предназначение таракана, и жизнь обязательно раскроет его. Твое имя похоже на арабское Расул, что значит посланник, но, на мой взгляд, это совершенно разные имена, хоть ты часто и пытаешься выступить в роли пророка. Еще оно созвучно слову разум, но и это не более чем простое совпадение. Поживем - увидим.
- А я бы хотел, чтобы вы назвали меня Джонатаном.
- Джонатаном? – удивилась мать. - Сын, ты не перестаешь удивлять нас: сначала заявляешь, что ненавидишь людей, а теперь хочешь, чтобы тебя звали, как одного из них. Я тебя совсем не понимаю.
- Наверное, Расум с тибетских языков переводится, как загадка или тайна, - подмигнул отец матери, - потому что и меня порой ты загоняешь в тупик.
- Джонатан – это не человеческое имя, - оправдался Расум.
- А чье же тогда? – усмехнулся отец.
- Это имя истинной чайки, живущей в каждом таракане.
Родители Расума, дуэтом прожившие большую часть жизни, синхронно улыбнулись, посмотрели друг на друга, потом на сына, и отец завершил разговор:
- Жена, мы вырастили слишком умного сына, давай по капле чая, пока я еще хоть что-то соображаю.
Вечер только начался. Вечер в идеальной семье, члены которой при всем очевидном различии в характерах и взглядах на существование с легкостью находили взаимопонимание друг с другом. Лишь только чайка Джонатан Ливингстон, поселившийся в сердце Расума, с каждой очередной прочитанной страницей открывал новые секреты свободного полета - полета к свободе, познанию самого себя, предназначению в жизни и тайне собственного имени.
© Георгий Евтушенко, 2005, «Содержание», www.sensescript.com
|